понедельник, 16 мая 2011 г.

Мотивация - наше все?

Очень часто в статьях об организации рейдов, о методах воздействия на игроков речь идет о мотивации. В этом контексте ставятся вопросы: как мотивировать рейдеров на прогресс, какие меры воздействия на игроков наиболее эффективны, как поощрять и наказывать. И никто не задается вопросом, а нужно ли? 


Мотивация – от слова мотив. А мотив – это совокупность факторов, побудивших нас к осуществлению действия.
Я понимаю под мотивацией не просто «побуждение к действию, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности, как говорит нам википедия, а побуждение к осознанию мотивов для достижения целей. Или даже воздействие, направленное на возникновение или усиление мотивов.

Мотивация тесно связана с целеполаганием, поскольку у любого действия есть вполне определенная цель. А раз наличие цели уже предполагает наличие мотивов, поэтому предположу, что мотив все-таки первичен.
Как пример: человек тянется к бутылке воды. Жажда – мотив. А процесс того, что человек тянется к воде – действие. Цель – утолить жажду. Если не давать человеку пить, то у него появится мотив (жажда) к осуществлению действия.

В игре мы ищем возможностей самореализации, признания. Кто-то реализует там свое стремление к власти и влиянию на людей. Кто-то потребность в общении. Кто-то потребность в любви и теплоте. Точно так же как люди приходят в общества по интересам, чтобы почувствовать себя в кругу друзей.

К слову о пресловутой игровой зависимости  – она далеко не всегда именно игровая. В большей степени она социальная. Чем, скажите мне, кардинально отличается игра в WoW от общения в социальных сетях? Кроме того, поменять одну игру на другую не так уж сложно, и это видно хотя бы на примере того, как люди переходили с Lineage на WoW, а сейчас с WoW на Rift. А вот совсем лишиться такой «среды обитания» (сферы интересов, хобби - как хотите называйте) очень сложно.

Итак, с определениями мотивации разобрались.
В нашем случае основная цель – освоение рейдового контента. Мотив – получение эпиков, самоутверждение, прогресс, интересное времяпровождение и т.п.
Значит, есть цель, есть мотив… что же еще нужно для успешных рейдов?

И тут закрадывается некое сомнение. А мотивация ли нам нужна? Зачем мотивировать людей, которые и без того хотят рейдить? Надо сказать, сама игра неплохо так мотивирует игроков.
Потому крайне важную роль  играет сама возможность достичь установленных целей. Если люди не видят этой возможности самореализоваться, то, как бы не пытался мотивировать их рейд лидер, вряд ли это что-то изменит.
Потому что пока рейдер не будет уверен, что в данных условиях он достигнет своей цели, его же мотивы играют против целей рейда, внося смуту и демотивируя других игроков.

Итак, если необходимость мотивации под вопросом, тогда зачем гильдиям системы дкп, зачем штрафы, наказания, замены? Ведь все это уже заняло свое место в рейдовых гильдиях в какой то мере и доказало свою полезность.
Но разве так уж мотивирует полученный штраф? Или если поставить вопрос иначе: разве штраф мотивирует не повторять ошибку сильнее, чем личное внушение или же собственное понимание? Ведь у игрока и без того есть мотивы делать все правильно – желание быть не хуже остальных, желание убить босса и получить с него лут. Так что основная цель таких штрафов – поддержание той самой атмосферы, которая нужна рейду.
Пример: «Петя вагонит и будет вагонить и вайпать рейд, так зачем мне такому красивому рейдить с теми, кто вагонит? Они тянут меня вниз и не позволяют мне достичь своей цели!»
Другой пример: «Петя ошибся и получил штраф(замечание, выговор, внушение – нужное подчеркнуть). Если это будет повторяться, он получит еще штрафы и либо научится не ошибаться, либо будет заменен на Васю. Так зачем мне волноваться? Все равно в итоге у нас будут 25 (10) человек, которые знают что делать».  Я намеренно утрирую.

Конечно, все это имеет большее значение в рейдах на 25 человек. В десятке все проще и, как правило, вопросы решаются без дкп систем. Но смысл тот же. 

Я считаю, для успешных рейдов в первую очередь важна атмосфера, настрой на результат. В этом и есть главная сложность для рейд лидера - создать условия, среду, в которой достижение целей рейдеров становится возможным, чтобы люди верили в успех и понимали свою роль в его достижении.

Рейдеры должны видеть, что их цели совпадают с целью рейд лидера и РЛ ведет к ним рейд. Что каждый трай и каждый вайп были не напрасны, что это маленький, но шаг вперед, к победе. И тогда все будет. Успехов вам!



Комментариев нет:

Отправить комментарий