пятница, 16 сентября 2011 г.

РБГ - делаем выводы

Пока мы продолжаем набивать синяки да шишки и учимся на своих ошибках, я попробую структурировать свои мысли на эту тему. Так как же добиться того, чтобы выигрыши на полях сражений стали системными, а бои перестали быть чередой случайных событий из серии повезло/не повезло?
 
 
Этот пост не из серии "Как я заработал свой первый миллион", потому что наш рейтинг на рбг пока "пляшет" на границе скромных 1700. Я не предлагаю формулу успеха, а делюсь своим текущим опытом, который уже может помочь начинающим командам и формулирую для себя и читателя проблемы, с которыми мы столкнулись на следующем после старта витке развития, одновременно размышляя над путями их решения. Надеюсь, какие-то из них поможете решить вы. Простите за "многабукафф", давно не писала, накопилось )).
Сейчас у нас сложный период. После стабильного подъема мы стали проигрывать и это заставляет задуматься о том, что мы проглядели. 
Однако, движущая сила РБГ статика - его лидер. И если эта движущая сила никуда не делась, то даже на месте полностью разрушенного статика появится новый. Но есть и обратная сторона - если причины, приведшие к развалу, не устранены - история повторится. Так что любая проблема должна решаться. Это важный принцип развития.

Рейд лидер - 80% успеха.

Многие говорят, что от рейд лидера на РБГ зависит не так много, приводя довольно веские доводы: рейд лидер не может видеть всего происходящего, каждый боец все равно принимает какие-то решения самостоятельно.
Но тем не менее я считаю, что успех зависит прежде всего от рейд лидера. Ведь его работа - тактика и стратегия. Нужно уметь системно мыслить, быстро и грамотно перераспределять силы. Чувствовать изменения ситуации. Это очень ответственная задача. И каждый обидный проигрыш - игла в сердце РЛа.

Что чувствуете вы после поражения? Я стараюсь вспомнить те моменты, которые стали роковыми для нас. Была рядом в момент, когда чекнули точку, которую мы уже не смогли отбить. Умерла, не использовав локовский камень. Сбросили с Лесопилки на Арати. В контроле не смогла отхилить флагоносца. Для меня это важно - знать, когда именно мое действие (или бездействие) могло повлиять на ситуацию.

Рейд лидер же всегда ответственен за проигрыш. Ведь в его руках и подбор игроков, и координация действий в бою. Его решения приводят к победе или поражению и эти решения начинаются еще до боя. Итак, что же мы прошли и поняли, чему научились на своем начальном этапе развития.

1. Играем по фокусу
 
Одной из первых проблем, с которыми мы столкнулись, была плохая игра по фокусу.
Часто наших хилов срезали в секунды или беспрерывно контролили, а вражеские оставались живы. Фактически проиграть битву в начале сражения - означает дать огромное преимущество сопернику, что мы и делали.

Как решать? Тут прежде всего нужен хороший наводчик. Тот, кто будет определять и озвучивать цели. Не просто брать в фокус нужную цель, а проговаривать свои действия, повторять до тех пор, пока не добьется нужного результата. К сожалению, не всегда люди быстро реагируют и переключаются в нужную цель. 

В помощь можно посоветовать аддон HealersHaveToDie - он ставит крест на вражеских лекарях :) (при включенных полосках здоровья). Аддон очень помогает сориентироваться и полезен как для дд, так и для хилеров. 
Хилер ведь не трехкнопочная машина, он тоже может поконтролить, посбивать касты, так почему бы этого не делать? 

Второй аддон, который нужен прежде всего лидеру - BattlegroundTargets.
Он показывает, сколько человек бьет по определенной цели. Фактически это рейд фреймы вражеской команды. На мой взгляд - просто незаменимая вещь для наводчика. Можно настроить отображение специализации игрока и включить отображение здоровья. Единственное, чего мне не хватает, так это настройки дистанции. Было бы очень-очень удобно видеть, кто из фрейма находится рядом. Так было бы куда проще ориентироваться в ситуации. 
 
 На скриншоте друид по центру помечен аддоном HealersHaveToDie. Слева - фрейм BattlegroundTargets. Видно, что холипала бьют 4 наших игрока. Да-да, смерть холипалам :-D.

2. Нужно видеть и использовать преимущества в каждом сетапе.

Команда игроков - это прежде всего система. Именно система, а не набор отдельно взятых людей. Только играя в команде, можно добиться хороших результатов. Поэтому, при сборе команды огромное значение имеет состав игроков.  
Маг обеспечивает максимум контроля, мишка - хороший флагоносец, холипал незаменим на дефе флага, рестор друид или шаман отлично лечат группу, дц - это массдиспелл и минус бабл у вражеского паладина ну и так далее.

Часто сетап не идеален. Мы, например, часто играем без варов, дц и фрост магов. Минусы - маловато контроля, нечем снять бабл, что бывает очень критично. Но у нас три стелсера - 2 роги и ферал. Пока мне не нравится, как мы их используем. А ведь три стелсера вполне могут расконтролить даже двух деферов на точке и чекнуть флаг.
Есть к чему стремиться.

Не могу не писать про паладинов :). Холипал по умолчанию остается в дефе флагоносца. Да, холипал тяжелый хил, он может мгновенно поднять почти убитого флагоносца на фулл столб Возложением рук, плюс длани, бабл, стан. Но посадить тринкет на кд и дать один своевременный смерч паладину - и флагоносец под дебаффами лопнет как мыльный пузырь. 

Элем шаман и сова на Арати дают большое преимущество на Лесопилке. И глядя на их наличие/отсутствие мы выбираем, какую точку будем брать: лес или руду. Лес имеет стратегическое преимущество - Высоко сижу, далеко гляжу :). Но если придет большая рогатая сова или злой элем шаман, удержать будет сложно.

Вывод: Ищите слабые места в сетапе противника, благо это можно сделать за 2 минуты перед боем. Используйте преимущества вашего сетапа.

3. Анонсировать происходящее и согласовывать действия.

В ПвП больше чем где либо важна голосовая связь. Если в ПвЕ рано или поздно все привыкнут к выполняемым действиям, и рейду нужны команды рейд лидера лишь в некоторых особо критичных ситуациях, то в ПвП ситуация обратная. Здесь рейд лидеру нужны комментарии игроков, чтобы ориентироваться в динамически изменяющихся условиях. Именно информация связывает игроков в систему и во многом определяет ее поведение.

Тот, кто владеет информацией - владеет миром
 
На мой взгляд, именно плохая информативность стала нашей основной проблемой сейчас. Несогласованный и несвоевременный контроль равносилен отсутствию контроля. Нечетко объявленная цель - отсутствию игры по фокусу.

Недостаток информации влечет за собой самые тяжелые последствия.
Пример: Игрок, оставаясь в дефе, не озвучивает, что на него напали. Он уверен, что отобьется сам. Но тут внезапно ситуация меняется - к нему (с половиной хп и слитыми кд) едет еще один противник, помощь уже не успевает подойти и точка потеряна. Совершенно глупо, правда? Когда мне приходится оставаться на точке одной, я спокойна до тех пор, пока у меня не на кд бабл и рассовая способность на снятие контроля. Если их нет - значит   одно превращение мага и точка потеряна. Так что мало отбить точку, надо иметь гарантии некоторое время ее удерживать.

Та же ситуация с лекарями. Чаще всего, играют именно в них. А просьбы помочь тому или иному хилеру почему-то уходят в пустоту. Не знаю, как это построено у успешных команд, спасают ли своих хилов или же как у нас по спартанским законам оставляют умирать. А мы... мы не хотим умирать! Мы хотим жииить!

Очень полезно анонсировать время до респауна, особенно на флаговых полях боя. Вовремя умереть иногда полезнее, чем сливать кд на выживание, когда это не имеет смысла.

Много таких примеров можно привести. Вывод везде будет один - говорите, сообщайте о происходящем. Слушайте друг друга!
Но... как заставить людей проговаривать свои действия, если они этого не делают? ) Это вопрос без ответа. Надеюсь, что все придет с опытом. Хотя, пора бы уже ;)

4. Чек флага

У семи нянек дитя без глазу.

Обязательно выделяйте ответственного, который будет следить за чеком и пресекать все попытки врагов.

Вообще на дефе точки очень полезно оставлять девушек. Они как никто другой умеют создать панику и постоянно вопить о том, что флаг чекают, в ситуации такого постоянного верещания ваши дамагеры точно не расслабятся пока точка не будет отбита.

Это я, конечно, не очень серьезно :) Но доля здравого смысла тоже есть. Не дать чекнуть флаг ведь гораздо проще, чем чекнуть, потому лучше лишний раз обратить внимание, чем благополучно проморгать чек и потерять точку.

Так же, опять исходя из того, что удержать проще чем захватить, следует вывод: если ситуация на точке стабилизировалась (то есть бой идет и, возможно, даже не собирается заканчиваться, но точка ваша и вы справляетесь с дефом), уже пора оттягивать силы, если есть опасность захвата других точек. Этот момент важно не упустить, потому как пара хилов с дд могут долго держать и 5-6 человек, тогда как остальные семеро вполне могут где-то продавить вашу слабую защиту. Любой сигнал о нападении на точку требует некоторого времени на отклик. Таким образом, чтобы помощь подоспела вовремя, нужно заранее об этом позаботиться и вывести часть людей из боя. Наш пример расположения игроков на арати:

На центре добивают остатки вражеских сил, шаман уже откатился по воде к стойлам, куда нацелились реснувшиеся на лесу. Я страхую ферала, стоя над рудой. Все игроки расположены так, чтобы быстро оказать помощь  дефе.

Кстати, обычно на полях боя забывают про возможность реснуться, добежав духом до тела. При том, что время респауна весьма существенно - про эту возможность нужно помнить и использовать. Минусы - мало маны  и хп. Но для того чтобы кинуть Возложение рук или сбить чек точки, пока подойдет основное подкрепление, больше и не нужно. А ведь вовремя сбитый чек часто решает исход сражения. 

Надеюсь, мой скромный опыт и сделанные на основе наших побед и поражений выводы помогут кому-то из вас добиться большего успеха в игре :)
Ваша Ольтея :)

7 комментариев:

  1. Коняшка на последнем скрине - за 75 побед? :)

    ОтветитьУдалить
  2. тоже такую хочу... у шаманки моей ток волк и слонопотам.

    картинки по клику мелковаты, нет?

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, весьма интересно. Как раз собираемся ходить гильдией на рбг. Будет полезно.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за статью, понравилось =)

    ОтветитьУдалить
  5. Pan, удачи вам :) Очень надеюсь, что материал окажется полезным.

    ОтветитьУдалить